Всего существует несколько главных принципов философии анархизма: автономность, взаимопомощь, равенство и т.п. Автономия дарует людям возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, по сути без этого принципа невозможно существование других. Да, автономия пересекается с понятием свободы, но лишь философски. Автономия это скорее что-то более анархическое, чем свобода как понятие, придуманное во времена Просвещения. Свобода стала ключевым концептом либерализма, идеей, благодаря которой европейцам удалось уйти от феодализма. Сегодня же понятие свободы искажено, оно скорее имеет юридический оттенок (любая Конституция имеет это слово), либо же связано с экспортом крылатой демократии, как это делали США в Ираке и Ливии.
Отличие автономии и свободы в том, что она не даруется государством или людьми из правящего класса, человек достигает ее сам. Жизнь в государстве автоматически ставит под удар самобытность, оно решает кому давать свободу и насколько много. Это похоже на продажу на развес, платящие больше люди получают больше грамм свободы, они попадают в высшие круги и сами начинают управлять людьми. Простому же народу из низшего или среднего класса платить нечем, они существуют по правилам игры и со стандартным уровнем «свобод». Отказ от игры по правилам и дарует автономию для каждого индивида, последовавшего по такому пути. Почему бы не прийти в этот магазин и не стащить свободу на глазах у продавца-государства?
Автономия позволяет формировать людям прочные связи друг с другом, не зависящие от кого-либо сверху. Группа автономных индивидов позволяет формировать коллективы, при соединении друг с другом которых создается единая сеть. Здесь же и приходят другие принципы анархизма, автономность позволяет зародиться взаимопомощи, дружбе и равенству. Сама по себе иерархия это лишь горстка ступеней, на верхушке которой обитают люди, контролирующие общество сверху вниз. Автономные коллективы же полностью ломают всю пирамиду, потому что существуют без единого центра и богов и господ. Каждый коллектив становится равным по отношению к другому коллективу, как и члены внутри каждого из них. Человек безусловно зависим от общества, но когда он пытается добиться индивидуальной автономии внутри неравного и централизованного общества — это грустное зрелище.
Автономные группы могут быть совершенно разными, это может быть даже профсоюз студентов, совет жителей дома, объединение потребителей, хоть даже профсоюз президентов! Каким бы не был коллектив, главное, что он принимает свои решения сам и существует без стоящих сверху людей, это и есть автономия.
Черные Пантеры были не только занимались патрулированием кварталов и протестами, но и старались улучшать свое сообщество. Они организовывали бесплатные завтраки для бедных чернокожих детей, предоставляли бесплатную медицину, сами же учили детей, обустраивали кооперативные жилищные сообщества и т.п. Они смогли создать больше 60-ти общественных программ, которые позволили им отделиться от угнетавшего их общества.
Примеров подобного устройства жизни много, автономии могут добиваться как и локальные группы анархистов, так и гигантские людские сообщества из Рожавы. Грубо говоря, автономия является ответной реакцией на существование власти над субъектом. Люди начинают добиваться ее лишь в критические моменты системы, когда не согласные с ней индивиды просто разрывают общественный договор. Внутри автономий легко формируется дружба и единство, в такой системе каждый знает друг друга не только исходя из сути группы. Если человеку сильно импонирует идея автономии, то… может он на полпути, чтобы проникнуться анархическим духом?
Невозможно назвать общество свободным, если оно не автономно. Лучше жить с царем в голове, чем при нем.