The following article is translated into Russian from the English original, written by Kevin Carson.
В своей “Империи Восходящего Дерьма” Роберт Шеа (Robert Shea) рассматривает то, как иерархические институции, вне зависимости от их афишируемой миссии, притягивают к себе людей, основными умениями которых являются карьеризм и подковёрная борьба. Как я говорил ранее, вы не можете просто так стать Президентом Соединённых Штатов или гендиректором Fortune 500, иначе как если с вами что-то в корне неправильно. То же самое касается и интеллектуального потенциала тех, кто пытается пролезть вверх по иерархической лестнице. Быть частью коллектива, думать как все, демонстрируя готовность в любой момент выключить критическое мышление по отношению к действиям начальства — вот те качества, которые избирают в людях авторитарные институты.
Но впридачу к селекции таких качеств, как тупость и подлость, данные институции способны продуцировать эти качества даже у тех, кто ранее ими не обладал. Иерархические системы тупы по определению. Не важно, насколько интеллигентны люди, входящие в систему — внутренние взаимоотношения в иерархической системе ограничивают их функциональность поступками идиота. Это происходит потому, что наличие вертикальной власти искажает любые горизонтальные коммуникации, делая их неспособными обмениваться достоверной информацией. Причина, как сказал об этом Р.А. Уилсон (R.A. Wilson), в том, что никто не говорит правду человеку с ружьём — ведь в его власти выстрелить или совершить любое другое насилие над вами. В результате одностороннего движения коммуникационных потоков, руководство оказывается в полной изоляции от какой-либо информации о последствиях своих решений. Подобное искаженное восприятие, когда человек не способен адекватно оценивать последствия своих поступков, в случае отдельной личности считается душевной болезнью. Как мы видим, любая иерархическая институция функционально аналогична психически больному.
Авторитарные институты как правило управляются “опробованными на практике” способами, то есть методы руководства основываются на том, что одно правление слышало о методах другого — то есть от таких же неспособных воспринять последствия своих действий людей, как они сами. Это происходит потому, что люди на вершине иерархической пирамиды — топ-менеджеры — куда легче понимают такого же как они топ-менеджера из другой пирамиды, чем тех людей, кто оказался в самом её низу.
Как сказал исследователь организаций Кеннет Болдинг (Kenneth Boulding), люди на вершине иерархии живут практически в полностью воображаемом мире. Иерархии — это механизмы, развивающиеся исключительно для того, чтобы говорить голым королям, как шикарно выглядят их одежды.
В этической сфере также имеет место быть аналогичный процесс, основанный на искажении мотивационной структуры, то есть на бесконтрольной власти человека над человеком, когда управляющий может творить любые жестокости по отношению к подчинённым ради своей личной выгоды. Множество попыток моделирования авторитарных отношений — прежде всего, широко известный Стэнфордский тюремный эксперимент — показали, какие мерзости начинают твориться в условиях, когда люди случайным образом разделены на тех, у кого есть власть, и на тех, у кого её нет. В назначенные им роли очень быстро вживаются все люди, волею случая оказавшиеся в положении “хозяина-охранника” и получившие бесконтрольную власть над людьми, оказавшимися в роли “заключенного-раба”. В Стэнфордском эксперименте “охранники”, получив власть налагать взыскания и в случае неповиновения одного карать остальных, без какой-либо возможности для “заключённых” обжаловать подобные действия, вскоре стали настолько садистически обращаться с “заключёнными”, что эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прервать через шесть дней.
Так что если вы удивляетесь, почему ваш директор не стесняется забрать себе 20 миллионов долларов за счёт сокращения половины рабочих и удвоения работы для оставшихся, ответ прост. На эмоциональном уровне они давно не воспринимают вас как людей. Люди, обладающие властью, в своей организационной роли как правило переживают функциональный аналог психотического разрыва с реальностью, и следовательно, по отношению к своим подчинённым ведут себя как социопаты.
Власть над другими по своей природе ведёт к деградации тех, кто ей обладает, превращая их в монстров и отравляя любые их взаимоотношения с другими человеческими существами. Нет никакой “реформы”, которая бы могла изменить сущность власти, только полная отмена власти как таковой. И это то, что мы, анархисты, стремимся осуществить.
Статья впервые опубликована Кевином Карсоном, 2 июля 2012.
Перевод с английского Tau Demetrious.